Пятница, 10.05.2024, 08:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Ефимовой Анны Алексеевны

Наш опрос
Самый любимый школьный предмет
Всего ответов: 35
Сайт посетили

По русскому языку

                            Памятка №1.
        Как готовить домашнее задание по русскому языку
1. Начни с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл(а). 
2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило(обязательно). 
3.Прочитай задания к упражнению. Ответь на вопрос: Что нужно сделать? Какие знания тебе понадобятся для этого?Какие умения?
4.Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему. 
5.Выполни упражнение письменно. 
6.Проверь всю работу. 

                             Памятка №2.
      Правило списывания предложения или текста
1. Прочитай предложение, текст. 
2. Определи тему (о чем говорится). 
3.Прочитай внимательно каждое предложение. Обрати внимание на орфограммы и знаки препинания. Объясни их написание и постановку.
4.Списывай частями или целыми предложениями. 
5.Проверь, правильно ли ты списал(а). 

                        Памятка №3.
     Как готовиться к изложению по учебнику
1. Прочитай внимательно текст. 
2. Определи основную мысль текста.
3. Разбей текст на части и озаглавь их. 
4. Выясни значения непонятных слов. 
5. Устно перескажи текст по плану. 
6. Объясни правописание трудных для тебя слов.
 
Схема разбора предложения.  
1. Какое предложение по цели высказывания? 
2. Какое предложение по интонации? 
3. По наличию второстепенных членов? (Распр./нераспр.)
4. По наличию грамматических основ? (простое/сложное)
     Если предложение сложное, то составляем схему.
5.О ком или о чём говорится в предложении? Подчеркни подлежащее. 
6. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое. 
7. Смотрим, чем осложнено предложение (однородные члены)
     Если предложение осложнено однородными членами, составляем схему.
Для простого предложения:
8.Разбираем группу подлежащего. 
Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу. 
9. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют. 
10.Ставим вопрос от второстепенного члена к второстепенному, его поясняющему.
11.Выписываем словосочетания(сначала группа подлежащего, затем группа сказуемого)

Предложение.

1. Предложение состоит из слов.
Все слова в предложении связаны по смыслу. В предложении от слова к слову можно задать вопрос.

2. Предложение выражает законченную мысль

3. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

4. В конце предложения ставится знак  .  ?   !   или … 

5. В предложении есть грамматическая основа (главные члены предложения)  – подлежащее и сказуемое.

Текст.

1. Текст состоит из предложений.

2. Предложения в тексте связаны по смыслу.

3. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте.

4. У текста есть части: начало,основная часть, концовка.

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова.

         гласные                                    согласные


А



О



У



Ы



Э



Н



М



Л



Р



Й



Б



В



Г



Д



Ж



З



 



 



 



 



Ъ



Я



Ё



Ю



И



Е



 



 



 



 



 



П



Ф



К



Т



Ш



С



Х



Ц



Ч



Щ



Ь



     Гласные звуки произносятся с голосом; воздух не встречает преград;
можно пропеть; образуют слог (сколько в
слове гласных, столько и слогов)
.

Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Гласные 1 ряда – А, О, У, Ы, Э – указывают на твёрдость согласных.

Гласные 2 ряда – Я, Ё, Ю, И, Е – указывают на мягкость согласных.

Я, Ё, Ю, Е – обозначают 2 звука, когда стоят после гласной,
разделительного Ъ и Ь, в начале слова.

     Согласные звуки произносятся с шумом (глухие) или с шумом и голосом (звонкие);
воздух встречает преграды: язык, зубы, губы; нельзя пропеть; не образуют слог

Согласная буква обозначает твёрдый звук, если после неё стоит гласная 1 ряда; она стоит в
конце слова; после неё стоит другая согласная или Ъ; всегда твёрдые звуки
обозначают Ш, Ж, Ц.

Согласная буква обозначает мягкий звук, если после неё стоит гласная 2 ряда или Ь; всегда
мягкие звуки обозначают Ч, Й, Щ.

Парные (звон. – глух.) согласные: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С

              Например:   Ясень, 
я – сень, 2 сл. [й` а с` э н`]

  я [й`а]-гл., уд.    с 

[с`]-согл., парн., глух., мг.

е [э]-гл., безуд.

н [н`]-согл., непарн., звон., мг.

ь – звука не обозначает.                                                   

5 б., 5 зв.                                                                                                                                                

Состав  слова.

1. КОРЕНЬ – это главная значимая часть слова, в которой
заключён смысл всех однокоренных слов. Чтобы правильно выделить корень, нужно
подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них
является общей.

Вода, водица, подводный, наводнение,
водяной, половодье.

Однокоренные слова – это слова, у которых общий корень и значение.

2. СУФФИКС – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Дом – домик, домовой, домище.

3. ПРИСТАВКА – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Бежал – убежал, прибежал, отбежал, набежал.

Приставка – часть слова, поэтому она пишется со словом слитно.

4. ОКОНЧАНИЕ – изменяемая часть слова. Не служит для образования
новых слов. Образует формы слова. Чтобы найти окончание, надо изменить слово. Человек  , у человека , человеком .

            Образец разбора слова по составу:

            Сказ  – сказывать, рассказы, сказки, сказочный.

Заглавная буква.

1. С заглавной буквы пишется начало предложения.

Осень. По небу плывут хмурые тучи.

2. С заглавной буквы пишутся имена, отчества, фамилии людей; имена сказочных героев, клички животных;

Татьяна Павловна Комарова;  Морозко; попугай Кеша

географические и астрономические названия;

страна Россия, город Курган, река Тобол, улица Центральная, звезда Солнце, планета Земля

названия кинофильмов, спектаклей, газет, пароходов, детских садов, театров и т.д. (для особой важности выделяются кавычками)

книга ,,Маугли”, команда ,,Динамо”, театр ,,Гулливер” 

Перенос  слов.

1. Слова переносятся по слогам. Ха-рак-тер. 

2. Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка.

3. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.

4. Удвоенные согласные в середине слова разбиваются переносом. Кас-са.

Например, разделите на слоги и для переноса слова:

Любимая, лю-би-ма-я, лю-бимая, люби-мая.                                                                             

Орфограммы.

1. ЖИШИ пиши с буквой И,   ЧАЩА с буквой А,  ЧУЩУ с буквой У.  жизнь, шина, часовой, площадка, чудесный, прищурил

2. Буквосочетания ЧКЧНЩННЩРЩНЧ  пиши без Ь

девочка, ночной, мощный, барабанщик, сварщик, кончик

3. Безударная  гласная в корне слова.

Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным. 
лиса – лисы, лесник – лес 
4. Парная  согласная.

Чтобы правильно написать парную звонкую или глухую согласную в конце и середине слова надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный.  

арбуз – арбузы, ошибка – нет ошибок, ловкий - ловок

5. Ь – показатель мягкости согласных.

Буква Ь – показатель мягкости согласных пишется на конце слова после согласных и в середине слова между согласными. 

конь, коньки, большой  
6. Разделительный Ь (мягкий знак).

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных букв перед гласными е, ё, юя, и. Он показывает, что согласный и гласный не сливаются.   варенье, польёт, вьюга, семья, ульи  
7. Разделительный Ъ (твёрдый знак).

Разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласными е, ё, ю

я.  отъезд, подъём, объявление

8. Удвоенная согласная.

Удвоенная согласная в корне слова – это две согласные буквы, стоящие рядом. Их нельзя проверить, а надо запомнить. 

класс, рассказ, Россия, русский  

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Части  речи.

1. ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
– это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?  

(кто?) птица, человек, тигр

(что?) дверь, метель, мир, питание, дружба

Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.

ОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ обозначают живые предметы и отвечают
на вопрос КТО?

(кто?) родители, второклассник, бабочка

НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ обозначают неживые предметы и
отвечают на вопрос ЧТО?

(что?) учебник, мир, терпение

2. ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕэто
часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

дети (какие?) милые, славные,
симпатичные, вежливые, внимательные

Имя  прилагательное всегда связано с именем существительным. 

(что?) гриб (какой?) красный,                ( кто?) кошка (какая?) усатая,

(что?) дерево (какое?) ветвистое,      (кто?) дети (какие?) вежливые

ГЛАГОЛэто часть речи, которая обозначает действие
предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?

комар (что делал?) летал, звенел,     комар (что делает?) кусает, изводит,комар (сделал?) укусил, усмехнулся 

4. МЕЖДОМЕТИЕ – это часть речи, которая выражает разные 

чувства: радость, восторг, восхищение, страх, боль, жалость и др. К междометиям
нельзя задать вопрос.

ах, эх, ух, ох, ай, ой, хе-хе, фу 

5. ПРЕДЛОГ – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги с другими словами пишутся раздельно. 

Гулял в_парке. Гулял в (красивом) парке. 

Синонимы  и  антонимы.
1. Синонимы – слова различные по звучанию, но близкие по значению.
бегемот – гиппопотам, бежать – мчаться, красный – алый  

2. Антонимы – слова с противоположным значением. 

ранний – поздний, утро – вечер, вверх – вниз, кричать – шептать, громко – тихо            

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Календарь дня

Annaefimova.ucoz© 2024
Сайт создан в системе uCoz